Сущностные характеристики музея:
• Преобладающая функция - образовательная (и
организация досуга -«здорового отдыха»)
• Образовательная роль - развитие личности ребёнка;
• Фонды - любые предметы, в том числе выполненные
детьми (главное, «чтобы они сохраняли прошлое,
иллюстрировали настоящее и освещали будущее):
1) выбранные для детей; 2) выставленные для детей;
3) интерпретируемые для детей; 4) в пространстве для детей.
• Организация пространства - два помещения, без строгой
структуры с легко трансформирующимися компонентами
и обучающими игровыми пространствами, нет жёстких
стандартов и рамок;, особым образом организованное;
• Характер работы - творческий;
• Основные формы работы с посетителями - интерактивные
(вовлечение их в активную деятельность); комплексное
(логико -аналитическое, чувственное, психомоторное
восприятие); свободный выбор содержания и форм
освоения самим посетителем; экскурсии;
• Адресность - обращение к определённой социальной
группе: детям, подросткам и сопровождающим их
взрослым (ориентация на индивидуального посетителя);
• Основной характер отношений - субъект - субъектный,
неформальный, коммуникация, диалог (активный посетитель),
соответственно выше степень свободы личности; самостоятельность;
• Ведущий характер общения - интерактивный (деятельность
с экспонатом и в экспозиции как основной способ получения знаний;
• Организация образования - вариативность и свободная форма
получения знаний, общедоступный характер;
• Характер образования - избирательное образование
(поскольку это ещё и место отдыха); самостоятельное
и добровольное, междисциплинарный подход;
• Основной путь образования - через ценностное отношение
личности и расширение чувственного опыта в процессе общения
с музейным предметом (прямой опыт общения с объектом);
• Тематика экспозиций не ограничена (диктуется
потребностями времени и потребностями посетителей);
• Способы экспонирования - разнообразные
(мероприятия для детей и с участием детей, игровое пространство).